БА́ЛЬМОНТ Конст. Дм. (1867-1942) - поэт, переводчик, лит. критик. Как поэт Б. заявил о себе в сер. 1890-х гг. сборниками "Под северным небом" (1894) и "В безбрежности" (1895), наряду с первыми книгами В. Я. Брюсова явившимися характерными образцами раннего рус. символизма. В них преобладали романтико-декадентские мотивы и настроения неприятия действительности, одиночества, пессимизма, болезн. тоски и мечтательности. Здесь проявились и отличит. особенности поэтики Б.: музыкальность стиха, импрессионизм, смутность и мимолетность образов, склонность к символич. пейзажу, в к-ром сквозит красота идеального мира. В 1894 Б. тесно сблизился с В. Брюсовым, став членом моск. кружка символистов (В. Брюсов, Ю. Балтрушайтис, С. Поляков и др.), активно сотрудничал в изд-ве "Скорпион". После выхода сб. "Горящие здания" (1900), "Будем как Солнце" (1903), "Только любовь" (1903) за Б. утвердилась слава одного из самых популярных поэтов-символистов, корифея рус. модернизма. В эти годы значительно изменились тональность, образный строй, система поэтич. символов лирики Б.: в ней стали доминировать яркие, красочные, "солнечные" образы, мотивы "безумства души", упоения жизнью, стихией чувств, безграничной свободой, любовным сладострастием. В сб. "Стихотворения" (1906) и "Песни мстителя" (1907) - политич. и антимонархические стихи. Увлечение рус. фольклором, старинными сказаниями, преданиями и поверьями отразилось в сб. "Злые чары" (1906), "Жар-птица. Свирель славянина" (1907), "Зеленый вертоград" (1909). Длительное время поэт жил за границей. Пер. зап.-европ. поэтов П. Б. Шелли, Э. По, Ш. Бодлера, П. Вердена и др., первым полностью пер. Ш. Руставели - "Витязь в тигровой шкуре". Наиб. значит. сб. критич. статей и путевых очерков Б., написанные в импрессионистич. манере, - "Горные вершины" (1904), "Белые зарницы" (1908). В 1921 Б. стал эмигрантом. За границей опубл. поэтич. сб. "Марево" (1922), "Стихи о России" (1924) и ряд др., кн. автобиогр. прозы "Под новым серпом" (1923), "Воздушный путь" (1923). В рус. поэзии нач. века Б. занимает видное место как мастер стиха, творец изощренной формы (богатство аллитераций, внутренняя рифмовка, разработка длинных размеров, разнообразие ритмов, мелодичность и т. д.).
К. Д. Бальмонт